Inter-view.org :: беседы с интересными людьми
Альберт Попков
люди
регионы
СМИ
журналисты
 
 В системе:  Людей: 1150    Интервью: 1753    СМИ: 128    Журналистов: 286   


Логин:  
 
Пароль:  
Регистрация   Забыли пароль?

Интервью Меня критиковали практически за все песни [17.02.2004]


Юрий Энтин


К биографии →
К списку комментариев →


Размер шрифта:  -  +

Из биографии: Юрий Сергеевич Энтин родился 21 августа 1935 года в городе Москва. Юрий Сергеевич имеет высшее педагогическое (историк) и полиграфическое (редактор) образование. Работал в школе учителем истории и библиотекарем, в издательствах редактором и корректором. С 1962 по 1969 год возглавлял Детскую редак... Читать полностью


Поэта Юрия Энтина мы застали в самый разгар подготовки творческого вечера, посвящённого 35-летию его творческой деятельности, который пройдёт 20 февраля в Кремле. Ради этого шикарная квартира Мэтра была превращена в грандиозный офис, через который проходили все креативные идеи, касающиеся грандиозного Действа. Телефон просто не умолкал. Юрий Энтин решал вопросы относительно возможного исполнения на своём вечере Хором Турецкого – Турецкого марша (!!!), договаривался относительно оркестровки для Иосифа Кобзона (последний поёт только вживую) и тревожно спрашивал, будет ли в концерте участвовать группа «Ялла». «Ялла» участвовать будет… Остальные секреты Юрий Энтин раскрывает в эксклюзивном интервью порталу КМ РУ.

 

 

     Мне Кремля заманчивые своды не заменят никогда свободы

 

• Киностудия имени Горького сменила ориентацию.- У меня – мечта, чтобы дети вновь запели детские песни. За последнее время я написал огромное количество детских песен – свыше 150-ти. Недавно я на собственные средства снял клип на одну из новых песен, и он будет представлен на моём вечере. Исполняет песню Владимир Винокур, она называется «Страходон мохнатый» и вошла в недавно написанный цикл «Бяки-буки»  – о различных отрицательных героях. Но они у меня получились совсем не страшными, а милыми и очаровательными – такими, как например, мой Водяной. А Иосиф Кобзон споёт песню «Падает снег на пляж», которую я некогда посвятил Джо Дассену и которую пел Андрюша Миронов. К этому концерту я готовился последние 25 лет. Потому что у меня никогда в жизни не было ни одного такого публичного концерта. Не то что не было таких возможностей, а просто отказывался я сам. В этом смысле я – максималист, для меня – или всё или ничего. Но настал момент, когда приблизилось 35-летие творческой деятельности. Ровно столько лет назад были созданы «Бременские музыканты» и появилась моя первая ставшая популярной песня «Ничего на свете лучше нету». Главные строки её конечно такие:

 

                            Мы своё призванье не забудем,

                            Смех и радость мы приносим людям,

                            Нам дворцов заманчивые своды

                            (имеется в виду Дворец Съездов!!!)

                            Не заменят никогда свободы.

 

Поэтому для меня это момент невероятно ответственный. Потому что в последние 20 лет детская песня исчезла с экранов ТВ и радиоэфиров. Также она исчезла и из моей жизни. Последняя детская песня, которая прозвучала в эфире, называлась «Прекрасное далёко», и в 1984 году в «Песне года» я за неё получил звание лауреата. А первая премия была получена  в 1973 году – за «Лесного оленя». Между ними тоже были награды, например, за «Крылатые качели и «Учк-Удук». С 1984 года не появилось ни одной всенародно популярной детской песни. Конечно, новые песни появлялись, но такого резонанса, как раньше, они уже не имели.

 

- Почему это произошло?

 

- Исчез «Союзмультфильм», который транслировал половину моих песен: «Антошка», «Снегурочка», «Водяной» и т. д. Переквалифицировалась и киностудия имени Горького, которая занималась детскими фильмами. Как я это называю, сменила ориентацию (смеётся). Там появилась моя первая песня – «Кто на новенького», вторая – «Лесной Олень», далее – «Крылатые качели» - и со всеми остановками. Третий источник появления детских песен – это хоровые коллективы. Прежде всего – Большой детский хор всесоюзного радио и телевидения под управлением Виктора Попова. Хор-то вроде бы и существует, но фактически в последнее время ни одна моя песня с их голоса не зазвучала. Так что этим концертом я хочу переломить данную ситуацию, несмотря на то, что все мои знакомые и друзья меня останавливают. Они считают, что всё говорит в пользу того, что у меня будет провал.

 

• Я - как 28 панфиловцев: позади Москва и отступать некуда.Во-первых, дескать Кремлёвский Дворец создавался для съездов, а не для песен, там очень трудно происходит энергообмен. Там не видно маленького человечка – в лучшем случае его можно разглядеть на экране. Поэтому, как мне объяснили, там работают только популярные произведения. Если будут петь только «Антошку» и «Чунга-чанга», то будет успех. Но, как ни странно, даже названные мною песни не будут звучать на данном вечере. Планируем особый концерт, в котором будет свыше 20-ти новых песен. Это огромный риск, потому что принято считать, что публика – дура и может вежливо похлопать максимум 2-3-м новым песням. А тут – 20! Но на риск я иду смело, потому что я, как 28 панфиловцев говорю: позади Москва и отступать некуда. Я потратил 9 лет на создание детских песен, написав около 150-ти номеров. В концерте прозвучат 20 лучших, созданных мною с Давидом Тухмановым. У меня есть колоссальная надежда на то, что всё-таки их успех обеспечен невероятной популярностью артистов, которые будут эти песни петь.

 

Я обратился к 40-ка артистам и не получил практически ни одного отказа. Допустим, у меня есть цикл, который называется «О многих шестиногих». А в концерте я назвал его «Знакомые насекомые». Сначала выйду я и Тухманов для того, чтобы спеть оттуда вступительную песенку. Михаил Боярский споёт песню «Старый Клоп»:

 

                            Старый Клоп в ночной тиши

                            Обучал клопят:

                            «Люди очень хороши,

                            Если крепко спят».

 

А дальше он уже обращается к людям:

 

                            Спите люди до утра,

                            Нам поужинать пора.

 

Мой старинный друг Михаил Боярский спел свыше 40-ка моих песен, начиная с «Ничего на свете лучше нету» в спектакле театра Ленсовета (апрель 1974 года).

 

Далее выйдет моя любимая актриса Любовь Полищук. Она исполняет роль Моли:

 

                            Ты знаком с такой невеждой,

                            Что питается одеждой?

                            Не знаком?! Тогда позволь

                            Мне тебе представить Моль.

 

За ней будет светлая изумительная песня Светлячка (я могу это сказать с уверенностью, потому что там необыкновенной красоты музыка). Споёт её Дмитрий Харатьян. В ней я уверен больше, чем в других, поскольку на закрытии в «Орлёнке» я слышал, как от в течении трёх лет исполнял её. Когда я был на заключительном концерте в присутствии около 10-ти тысяч детей, вдруг вокруг него начали кружить светлячки, которые начали кружить вокруг Харатьяна, как только он запел о них.

 

                    На слово «Чунга-Чанга» мне выдали патент

 

Также в Кремле будет представлен проект «Бяки Буки», о котором я уже говорил выше. В песне «Страходон мохнатый» я изобрёл новое слово. Замечу, что у меня есть диплом о том, что я изобрёл слово «Чунга-чанга». Два года патентное бюро проводило исследования – и в результате мне был выдан патент. Так что теперь у меня есть торговая марка. Так что если пользователи КМ РУ захотят назвать свой ресторан «Чунга-чанга», то пусть и обращаются ко мне и разрешат мне выпивать у них по рюмке коньяка бесплатно… «Страходон Мохнатый» будет исполнен Винокуром – при участии детского хора Попова.

 

• Дети не любят пения детей – это такой закон.Я, кстати, не люблю, когда премьера песни происходит в исполнении детей. Дети не любят пения детей – это такой закон. Они обычно не смотрят передачи, где участвуют их сверстники, потому что они это слышат и в детсаду, и в школе, и «моя сеструха тоже поёт». Я этого насмотрелся. Им приятнее, когда их любимый артист (тот же Андрей Миронов или Ирина Муравьёва) папы, мамы, бабушки теперь поёт для них. Не случайно я никогда не брал для своих номеров детских вокалистов. Даже в хоровых номерах я старался, чтобы солировали не дети, а травести, вроде Клары Румяновой. Если Виктор Попов прочитает это интервью, он на меня жутко обидится. Я его очень люблю, но ничего с этим не поделаешь. Ведь хор – это замечательный инструмент. В том же Кремле, например, «Крылатые качели» детский хор споёт с Николаем Басковым, и, я думаю, это будет идеальное сочетание.

 

                  «Водяного» я написал сидя в ванне

 

- Быть детским поэтом – большая ответственность. Когда вы садитесь писать стих, включаете ли вы какого-то «внутреннего цензора», дабы, не дай Бог, не допустить в произведение идей, которые малыши могут понять превратно и использовать не во благо?

 

- Вы знаете – нет! Никогда не думаю об этом. Более того, работая над стихотворением, я никогда не думаю ни про каких детей. 95% моих песен написаны к кинофильмам. В этих фильмах есть образ. Вот, взять образ Водяного… Режиссёр Гарри Бардин дал мне сценарий мультфильма «Летучий корабль», а я его спросил: «Про что бы ты хотел, чтобы пел Водяной?» Он ответил: «Обожди, ты же у нас поэт». Я говорю – но там же  о характере Водяного ничего не написано, этот персонаж просто попадается навстречу Ване. Тогда Гарри, сказал, чтобы я сам придумал ему характер. И я долго думал, а потом решил как бы пошутить сам с собой. Я залез в ванну, положил рядом бумагу и карандаш. В течении 10-ти минут я написал текст. Песня стала популярной в кратчайший срок, но в 1985 году должна была выйти моя первая книжка в издательстве «Советский композитор». Меня вызвали на ковёр и прорабатывали 10 ведущих редакторов этого издательства во главе с директором, который до этого работал в колонии строгого режима. Он сказал: «Вы знаете, что вы написали песню диссидента, к чему вы призываете детей?! А взять другую вашу вещь «Шпаги звон, как звон бокалов» – это же прямой призыв к алкоголизму в первой же строчке!!!» Так можно было перевернуть любое моё произведение.

 

В частности, была ещё огромная статья одного из ныне живущих руководителей нашей страны. Не буду здесь называть его имени, это – известный писатель. Его огромная статья была направлена против Чебурашки Эдуарда Успенского. Называлась она что-то вроде «Герой без рода, без племени». Дескать, появился Чебурашка, который был вообще найден в коробке из-под апельсинов из Африки. Выходит, что он не российский герой, а, стало быть, у него нет корней. А дальше критиковалась «Чунга-чанга» за, якобы, непатриотизм и воспевание чьей-то чужой страны. Меня критиковали практически за все песни.

 

- Вы остро это воспринимали или с юмором?

 

- Нет, совершенно не остро, меня это веселило и радовало. Дело в том, что у меня вышло свыше 50-ти книг, но я не член Союза писателей и никогда не пытался туда вступать. У меня идёт множество пьес, но я не член ВТО. Сейчас мне 69 лет, но 9 лет назад мне выписали пенсию 234 рубля 15 копеек. Хотя я никогда не воровал, не брал взяток (может быть, и брал бы, но мне не давали). не расстраиваюсь, хотя интересно был бы повести журналистское расследование, почему у меня такая маленькая пенсия.

 

А на концерте, помимо того, что я спою дуэтом с Давидом Тухмановым, я выступлю в ещё одном неожиданном амплуа – пантомимиста. Ради этого я специально сейчас дрессирую живого осла, которого выведу на сцену, а голос при этом объявит: «Ведущий поэт, ведущий этого концерта… ведущий осла Юрий Энтин». Там будет много такого рода смелых шуток. Например, на песне «Учкудук – три колодца» я перевоплощусь в узбека. Я действительно жил в Узбекистане, был художественным руководителем ансамбля «Ялла» и написал эту песню с композитором Фарухом Закировым – ныне заместителем министра культуры Узбекистана.

 

    «Бременские музыканты» мне показались бредом

 

- Вашу работу в мультфильме «Бременские музыканты» переоценить трудно, потому что этот мультфильм повлиял практически на всех отечественных рок-музыкантов, которые почти единодушно называют эту пластинку  в числе своих любимых альбомов. Как вы думаете, почему так сложилось?

 

- Недавно в журнале «ОМ», который сейчас возглавляет мой приятель Олег Григорьев, я читал интервью с солистом группы «Сплин». Он тоже рассказывает, что его сознание перевернули «Бременские музыканты». Более того, однажды я был в гостинице «Ялта» и пошёл смотреть некий кинофильм. В курилке я обменивался с неким человеком мнениями о картине. Причём, я этого человека знаю, а он меня – нет. Это был Николай Расторгуев из группы «Любэ». Я ему представился и не прошло и нескольких минут, как вся группа «Любэ», включая Матвиенко, сидели со мной в ресторане и Расторгуев рассказал, что он стал музыкантом благодаря конкретно песне «Баю Баюшки Баю», которая на него произвела неизгладимое впечатление. Я с надеждой спросил: «Что же вас так впечатлило – стихи?» Он ответил: «Да причём тут стихи – музыка!! Она настолько продвинутая!!!» Кроме того, он сказал, что никогда не слушал нашу музыку, но после «Бременских музыкантов» с удивлением понял, что можно, оказывается, и так.

 

С другой стороны, над этим мультфильмом работал потрясающий коллектив. Мало того, основные создатели мультфильма родились в один год! Когда я пришёл к Василию Ливанову, у меня просто нечаянно был написан один стишок: «Как известно, мы народ горячий». Я ему прочитал это сначала как шутку, а ещё сказал, что прочитал сказку «Бременские музыканты», но ничего из неё не понял. Бред какой-то: молодые хозяева выгнали на улицу четырёх пенсионеров, не зная куда. Те решили пойти в Бремен, чтобы стать музыкантами. По дороге встретили логово разбойников, сделали там пирамиду (а пирамида была почти как у Мавроди!). Разогнали при помощи этой пирамиды разбойников и стали жить на их награбленное золото. Вот вам и всё произведение. Как начинающий автор я смутно понимал, каким образом можно переделать это произведение. Но у Василия Борисовича Ливанова опыта было больше. К тому моменту у него вышло несколько сборников сказок, которые хвалил сам Маршак. Ливанов вывел образы трубадура и короля, а потом позвали Гладкова, который сразу ударил кулаком по столу и сказал, что в сказке непременно должна быть принцесса, потому что должна быть лирическая тема.

 

Вторую серию мы даже и не планировали, но на студию «Союзмультфильм» пришла телеграмма за подписью директора кинотеатра «Баррикады» (где в то время шли мультфильмы) о том, что народ требует продолжения. Сначала мы вообще не представляли, о чём писать, но потом меня осенило, что раз принцесса сбежала, то должен быть нанятый сыщик, которого король снарядил на поиски дочери. Я написал 4 строчки и решил прочитать их Ливанову и Гладкову. Они были настроены скептически и спросили: «Ну, что ты ещё придумал?» Я сказал, что вторая серия начинается с того, что сидит король, нажимает на кнопку, появляется гениальный сыщик и звучит песня:

 

                            Я – гениальный сыщик,

                            Мне помощь не нужна,

                            Найду я даже прыщик

                            На ж… у слона.

 

Они молчали с минуту, глядя на меня совершенно безумными глазами. А потом у нас всех просто началась истерика, и мы начали дико хохотать. И мы сочинили продолжение. Но я не хочу хвастаться, потому что в создании этой сказки всё-таки огромная заслуга Ливанова. Ливанов сам писал стихи. Каждый приносил свой вариант и читал его перед Гладковым. Я читал первым и, как только закончил, Василий взял и порвал свои листочки. Я так до сих пор и не знаю, писал ли что-нибудь на самом деле Ливанов. Может, это был просто такой режиссёрский ход!

 

Говоря о «Бременских», ещё не могу не отметить такую деталь, что в момент их создания нам всем было по 33 года. Однажды я сидел в на фирме «Мелодия», где тогда работал, вдруг раздался телефонный звонок. Это был Гладков, который мне сказал: «Юр, можешь сейчас послушать предварительный вариант». Я прижал трубку к уху, и Гладков запел: «Ничего на свете лучше нету…» Когда я услышал эту музыку, что-то во не перевернулось, и я написал заявление об уходе, прихватив с сбой тамошнего редактора. Таким образом, 35 лет у меня есть своё редактор – моя жена. Мы ушли в никуда. Были, конечно, все в долгах, но я как-то смело брал долги. Однако за пластинку я получил гонорар 18 рублей, а за тираж я получил 9 рублей 40 копеек. Поэтому, я, конечно, немножко скис, когда это случилось. Но я верил в себя и понимал, что если не сейчас, то потом это будет уже никогда не возможно. И мн до старости останется приходить на работу к 9-ти часам утра, причём успевать прийти без опоздания, иначе ровно в 9 там закрывали ворота и не пускали.

 

- Ваши песни сейчас исполняет ряд рок-групп. Хотелось бы узнать, как вы сами воспринимаете эти перепевки. В частности, вот, «Приключения Электроников» поют целых 5 ваших вещей.

 

- Отвечаю вам с абсолютной честностью. Где-то 3 года назад я однозначно это даже не хотел слушать. И когда было «Нашествие-2000», к моему огромному удивлению, прямо первой песней там следовал «Лесной олень». Вышли «Приключения Электроников» и сказали, что мы для наших пап-мам поём их любимую песню. В перерыве у них брали интервью и спросили, зачем вы поёте эти пионерские песни? На что они ответили, что эти песни не пионерские, они – вечные и что «Лесной олень» никакого отношения к политике не имеет. Меня это очень тронул и я уже стал прислушиваться к этим вариантам. В результате за эти три года я перевоспитался и теперь со многими из рокеров просто дружу – например, с певицей Юта, которая просто потрясающе спела песню Забавы из «Летучего корабля». Эффектно, тонко, изящно, хулигански, остроумно, озорно и при том благородно по отношению к автору. А главное – создан образ. Также Мангол спел песню «Я гениальный сыщик» - тоже сыграл сыщика просто блестяще. Хотя, конечно, такого уж бережного отношения к нам нет – он поёт и на английском  языке тоже, а музыка у него ушла куда-то в сторону. Но тем не менее и Геннадий Гладков мне сказал, что это сделано, по его мнению, необыкновенно. Ещё мне нравится группа «Рефлекс» и её солистка Ирина, которая очаровательно спела «Чунга-чанга».

 

• Я всегда был вне политики.

Недавно на «Эхе Москвы» я побывал ди-джеем программы, где молодые группы исполнили 18 моих песен. А на днях вышел сборник моих песен «Прекрасное Д…», где есть даже «Гражданская Оборона» с «Лучом солнца золотого». Вообще существует около ста кавер-версий песен, а на диске – 18. К этому всему я отношусь с большим интересом, но для меня важно, чтобы был образ. И, как ни странно, «Гражданская Оборона» тоже создаёт образ. Я долго сомневался, пребывал в колебаниях, включать ли эту песню в сборник. Постоянно расспрашивал о их политических убеждениях, потому что меня несколько смущала их дружба с тем же Лимоновым. Я-то всегда был вне политики и даже в Союз Писателей не вступал только потому, что не хотел участвовать в гонениях на Синявского и Даниэля. Никогда не писал по комсомол Партию и пионеров. Не то, чтобы идейно отказывался, а просто не умел этого делать, потому что всегда был сказочником.

 

А о «Гражданской Обороне» говорить трудно… Конечно, они спели не как Магомаев и даже не как Шевчук. Но одновременно в этом тоже есть теплота отношения к моему творчеству и нет открытого стёба, который часто бывает. Я долго ломался, сказав по телефону продюсеру «ГО», что я против включения их версии в сборник. Оно ответил: «Давайте с вами будем честными. Вы сначала послушайте, а потом мы с вами продолжим разговор. Я вам пришлю пластинку, а вы послушайте её либо целиком, либо только это произведение». Я ответил, что вся пластинка мне не нужна, но «Луч» послушал и понял, что я не прав. И включил эту версию в свою пластинку. Продюсер мне также сказал, что взгляды Летова не имеют никакого отношения к экстремизму – просто панки должны соблюдать какой-то имидж и казаться бунтарями. 

17.02.2004

Источник: KM.RU  (сайт)



Комментарии пользователей

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваше имя: 
Собщение: 
 
Подарки от поклонников
Подарок для Екатерина Крутилина кому: Екатерина Крутилина
от:
Подарок для Екатерина Крутилина кому: Екатерина Крутилина
от: Константин
Привет Екатерина.Не буду тянуть из далека,а скажу сразу,что ты понравилась мне когда...
Подарок для Группа Кватро кому: Группа Кватро
от: ЕЛЕНА!
Дорогие ребята!Дарю ВАМ это сердце как знак моей искренней любви и восхищения!Спасибо...
Подарок для Марина Девятова кому: Марина Девятова
от: Нина
Дорогая Марина!Поздравляю ВАС!Желаю Вам счастья и здоровья,УДАЧИ и благополучия!Большое...
Сделай звезде подарок


Интервью ТОП 20
Чача о жизни и о другом...А. Иванов
Я стараюсь быть смешнымА. Горшенев
Гоген Солнцев интервью журналу "Лицо"Г. Солнцев
«Уход из «Сплина» был для меня большой авантюрой»Я. Николенко
Аглая Дюрсо: Мне за нее не стыдно. А это для...А. Дюрсо
Мы никогда не косили под Хор ТурецкогоГ. Кватро
Сладкое интервью с Tracktor Bowling. Часть IIГ. TRACKTOR BOWLING
Я соблазняю всех своих зрителейИ. Понаровская
Рауф: «Я стал опытнее и честнее»Р. Кубаев
«От «Фабрики звезд» и «Евровидения» у меня...С. Гейман
Добавить интервью...Смотреть все...

Последние комментарии
ГАЛИНА 09.10.2018 23:31
МЫ ВАС ЛЮБИМ
В. Тарасова
татьяна 01.10.2018 13:22
Майкл джексон великий и как артист и как человек . люблю его
М. Джексон
Ольга 18.09.2018 12:59
Это был великий человек! Он был дан людям, как самый великий дар,...
М. Джексон
Ольга 21.07.2018 16:29
Спасибо..
И. Ларин
Сам Либкинд 26.06.2018 14:55
Кто-нибудь может мне помочь найти Петра Зальцмана?
Когда-то...
П. Зальцман
08.2018. Лидия Слушала вас в единственном концерте в Петропавловске-Камчатском в апреле 2017 года, 08.06.2018 04:11
Слушала вас в единственном концерте в Петропавловске-Камчатском в...
Г. Кватро
Дмитрий 14.05.2018 10:31
Вообщето Есенин писал аранжировки и сочинял музыку. А Эрик...
г. Hi-Fi
ВЕРА 27.04.2018 20:22
ТАЛАНТЛИВАЯ И ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!!!
Л. Вайкуле
руся 17.04.2018 21:44
отличный артист! сегодня на бабушке 100 летней женился))
Г. Солнцев
Зинаида Григорьевна 14.04.2018 21:10
К сожалению после ухода Дениса Вертунова группа несколько...
Г. Кватро




* При полном или частичном использовании материалов ссылка на источник обязательна

© Inter-view.org 2008 - 2018